Угроза нового блекаута: почему Украина не может накопить электричество в батареях, а затем подавать его людям
Энергетики и отраслевые эксперты уже предупреждают украинцев: будущей зимой энергосистема страны может столкнуться с еще большими вызовами, чем прошлой. Соответственно, отключения света могут вернуться, поэтому уже сейчас следует позаботиться о приготовлении всего необходимого – прежде всего зарядных станций и генераторов.
Параллельно же «Укрэнерго» объявляет о возможности экспорта электричества в Словакию. Но только в утренние и дневные часы – «когда в энергосистеме есть избыток производимой электроэнергии». При этом в вечерние часы необходимость импорта остается.
Все вместе это вызывает у общества по меньшей мере два вопроса: почему нельзя эти излишки зарезервировать в больших батареях и использовать, например, во время масштабного блекаута? И зачем с утра продавать, а вечером уже покупать? В этом разбирался OBOZREVATEL.
Батарей нет
С хранением электричества в огромных батареях на самом деле все просто. Как объяснил OBOZREVATEL эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, полноценной, опробованной, работающей технологии банально еще нет.
«У нас мощность энергосистемы сейчас где-то 12-16 ГВт. То есть мы потребляем такой объем электроэнергии в сутки в течение года. Исходя из практики, таких аккумуляторов нужно поставить хотя бы на треть этой мощности – то есть, на 5 ГВт. И в принципе, тогда мы сможем туда закачивать электроэнергию. Но полноценной технологии, которая позволила бы реализовать такой масштаб, сейчас нет», – отметил он.
Тем не менее, работы в этом направлении уже ведутся. Скажем, в 2017 году Tesla поставила в Австралии огромную батарею на 100 МВт – и начала продавать электричество из нее.
«Но там до конца не понятно, во сколько им это обошлось. Я так понимаю, не хотят поражать людей ценой 1 мегаватта», – объяснил Корольчук.
Схожий проект реализовывали и в Украине. В 2020 году компания ДТЭК запустила промышленную систему накопления энергии мощностью 1 МВт от компании Honeywell. Установили батарею на Запорожской ТЭС для:
- накопления, хранения и отдачи электроэнергии в сеть;
- предоставления услуг по обеспечению надежности энергосистемы Украины.
Однако дело в том, объяснил эксперт, что батареи и Tesla, и Honeywell – это локальные истории. Которые, фактически, лишь очерчивают фронт будущих работ.
«По сути, они тестируют, как это может работать. Ведь если электростанцию можно включить и регулировать ее мощность – скажем, наращивать, – то аккумулятор лишь выдает определенное напряжение. А если потребление вырастет? Как эта батарея будет реагировать? Будут ли сохраняться соответствующая частота и напряжение? На сегодняшний день это открытые вопросы», – рассказал эксперт.
Поэтому, резюмировал он, есть основания сомневаться в том, что в скором будущем полноценная и качественная технология хранения энергии в батарее будет создана. Полагаться же глобально на существующие нельзя:
- дорого;
- неэффективно.
По словам Корольчука, мощности той же «украинской» батареи хватит всего на 2 часа работы. И то, снабжать энергией она сможет «не весь город, а определенные объекты».
«Ключевой же вопрос в цене. Сколько будет стоить такая энергия, сейчас до конца не понятно, но точно ясно, что очень дорого. По приблизительным данным – ведь их особо не раскрывают, – 1 ГВт такой энергии будет стоить около 8 млрд долларов. А чтобы построить современный блок АЭС, нужно 5-6 млрд долларов – и это же он дольше будет работать и выдавать электроэнергию», – пояснил эксперт.
Третья проблема, указал он, в организации этой работы. Ведь кроме собственно создания таких батарей нужно:
- где-то их поставить;
- четко определить распределение нагрузки для каждого региона – потому что разные части страны потребляют ресурс по-разному.
«А это сложно. Такого опыта нет ни у кого. Поэтому, если представить, что Украина где-то взяла такие аккумуляторы, то нужно будет самостоятельно создавать концепцию их использования – как теоретическую, так и практическую, привязанную к четким параметрам работы системы. Готовности же к такому нет», – признал Корольчук.
В целом же, подытожил он, идея использования сверхмощных батарей для обеспечения населения электроэнергией «хорошая и перспективная». Однако ныне для ее глобальной реализации нет никаких возможностей.
Сохранять излишки негде
Собственно, отсутствие возможности накапливать и хранить большие объемы энергии является причиной того, что Украина не может вместо продажи утренних излишков оставлять их на вечер. Еще один аспект – объем недостачи может значительно превышать объем излишков.
«Представим, что в городе живет 5 млн человек, которые потребляют 5 млн кВт энергии. Днем люди меньше включают электроприборы – и город потребляет 3 млн кВт, которые производит какая-то условная электростанция. И есть еще одна электростанция, которая может дать 1 млн кВт. Вечером же надо откуда-то взять дополнительные 2 млн кВт. Но «лишний» только 1 миллион – и включить больше нечего. Поэтому и приходится импортировать», – пояснил эксперт.
Другое дело, отметил он, что продажа утренних излишков может не только не дать позитива, но и навредить системе. Ведь:
- объем производимой электроэнергии на продажу – незначительный и непрогнозируемый;
- а энергоблоки работают полноценно.
«Соответственно, растут эксплуатационные затраты. То есть, ты уже не включаешь блок на гарантированные 10 часов – и он работает и эффективно производит электроэнергию, – а включаешь, и быстро выключаешь. И это наносит чисто физический ущерб оборудованию. Поэтому если нет особой потребности включать, то лучше этого не делать», – подытожил эксперт.
Комментарии закрыты.